Статья о Кроуне и его Меркурии

Книги, журналы по корабельной и морской тематике.

Статья о Кроуне и его Меркурии

23 дек 2015, Ср 10:33

Вчера в Смольном я получил журнал Морское Наследие номер 4 за 2015 год.
Там увидел статью наших товарищей!
Вложения
IMG_1083.JPG
IMG_1083.JPG (93.19 КБ) Просмотров: 3795
IMG_1084.JPG
IMG_1084.JPG (89.45 КБ) Просмотров: 3795
IMG_1085.JPG
IMG_1085.JPG (93.85 КБ) Просмотров: 3795

Re: Статья о Кроуне и его Меркурии

23 дек 2015, Ср 11:29

Ну и кто же автор? Я подозреваю, что Евгений Михайлов.

Re: Статья о Кроуне и его Меркурии

23 дек 2015, Ср 11:37

Угадал!
На 50 процентов... 8-) 8-) 8-) 8-)

Re: Статья о Кроуне и его Меркурии

23 дек 2015, Ср 11:51

+ Максим Алексашин?

Re: Статья о Кроуне и его Меркурии

23 дек 2015, Ср 12:40

Холодно!
Вложения
8.JPG
8.JPG (137.32 КБ) Просмотров: 3754

Re: Статья о Кроуне и его Меркурии

23 дек 2015, Ср 13:45

Если фото подсказка - то тогда смею предположить автор модели шхуна Измаил...

Re: Статья о Кроуне и его Меркурии

23 дек 2015, Ср 13:56

Александр Добренко писал(а):Угадал!
На 50 процентов...

+ кто-то из Гребенщиковых?

Re: Статья о Кроуне и его Меркурии

23 дек 2015, Ср 16:08

Наш форумчанин. 8-) 8-) 8-) 8-)
Сибиряк. Горец!
Он уже ранее делал обзор шхун в научных журналах. Не Гребенщиков.

Re: Статья о Кроуне и его Меркурии

23 дек 2015, Ср 17:51

Александр Добренко писал(а):Наш форумчанин.
Сибиряк. Горец!
Он уже ранее делал обзор шхун в научных журналах. Не Гребенщиков.

Глебов Александр Михайлович!

Re: Статья о Кроуне и его Меркурии

23 дек 2015, Ср 18:58

Александр Добренко писал(а):Холодно!

А это фото якобы 66 пуш корабля Слава России!
Вложения
5.JPG
5.JPG (141.65 КБ) Просмотров: 3668

Re: Статья о Кроуне и его Меркурии

23 дек 2015, Ср 19:24

:roll:
Александр Михайлович Глебов предложил стать его соавтором, чтобы изложить его материал по истории российских бригов с учетом моих находок по катеру "Меркурий".

Статья получилась интересной и немного осветлила темные пятна истории.

Re: Статья о Кроуне и его Меркурии

23 дек 2015, Ср 21:00

Поздравляю авторов с выходом в свет материала, теперь бы почитать....

Re: Статья о Кроуне и его Меркурии

23 дек 2015, Ср 22:56

ОРГАНИЗУЕМ!

Re: Статья о Кроуне и его Меркурии

24 дек 2015, Чт 09:44

Александр Добренко писал(а):ОРГАНИЗУЕМ!

В 1836 г. корабельный инженер М.М. Окунев привел определение класса крейсеров, ставшее классическим: «Под именем корсеров разумеются такие суда, которые вообще назначаются для разъездов. Корсер во флоте то же, что партизан при армии; – он должен быть силен, быстр, увертлив и легок как птица... Остойчивость и самая большая скорость хода суть главнейшие качества, коими каждый корсер обладать должен» .
В парусных флотах конца XVIII – первой половины XIX вв. наиболее распространенными крейсерскими судами были 18-20-пуш. бриги. Они несли дозорную, разведывательную и посыльную службу, вели крейсерские операции и борьбу с контрабандой, выполняли гидрографические исследования, служили школой морского опыта для личного состава флота. Эти суда на протяжение полувека имели самые стабильные характеристики среди корабельного состава флотов. Они имели длину 96–100 фут (29,3–30,5 м), острые обводы с коэффициентом полноты водоизмещения δ = 0,430,49, артиллерию из крупнокалиберных 24-36-фн. карронад.
До настоящего времени историками флота не поднимался вопрос о происхождении нового класса военных парусных судов. Анализ источников о покупке Россией в Англии 22-пуш. катера-брига «Меркурий», позволяет осветить эту проблему. В отечественном флоте в конце XVIII – начале XIX вв. малые крейсерские суда – бриги и бригантины, голеты, шхуны, люгеры, тендеры объединялись в группу, именовавшуюся катерами. Слово «катер» происходит от английского cutter, что совпадает с голландским (cotter), немецким (Kutter) и французским (Cotre) вариантами того же термина. Английское cutter образовано от глагола to cut — резать, разрезать. Термин катер (cutter) обозначает судно с острыми обводами, разрезающими воду.
Высочайшим указом от 20.10.1787 г. Адмиралтейств-коллегии было велено готовить эскадру для отправления в Средиземное море. Среди других требований, указывалось: «при сей части нашего флота иметь восемь катеров, шебек или подобных сему роду судов, вместо пакетботов, для всяких нужных посылок. …в случае недостатка в таких судах, купить оные в Англии или где способнее …потребные для катеров каронады 24-х фунтового калибра также выписать в Англии» . По инициативе адмирала С.К. Грейга для эскадры, планируемой к отплытию в Средиземное море, в Англии 4.03.1788 г. были приобретены два катера: один малый, а другой большой, получившие названия «Дельфин» и «Меркурий» соответственно, которые поступали на вооружение Балтийского флота.
Из переписки между С.К. Грейгом и послом в Лондоне графом С.Р. Воронцовым следует, что катера были приобретены из числа готовых судов. В письме С.К. Грейга от 22.12.1787 г. указаны требования к катерам, которые планировалось приобрести: «нам нужно будет купить еще в Англии два хороших катера, и таких, которые бы были в ходу легки, о 14 или 16 пушках каждый, и служить бы могли вместо пакетботов; но их купить без артиллерии, ибо я намерен оные вооружить каронадами… ему же Ватсону приказать стараться сыскать и приторговать два таковые катера, и чтоб оные были хорошие и крепкие, а если медью обшиты, то для нас еще лучше» . Шкипера Ватсона рекомендовал графу С.Р. Воронцову сам адмирал для контроля за покупками в Ирландии снаряжения и провизии для российской эскадры, направленной в Средиземное море. Свои услуги он оказывал за комиссионные от заключенных сделок. Так, за покупку катеров он получил комиссионные в один процент.
В письме от 22.02.1788 г. С.Р. Воронцов сообщил, что шкипер Ватсон «ездил в разные порты для осмотра потребных катеров, коим описания, чертежи и цену сообщил он мне, и которыя все бумаги прилагаю». Поскольку такие же суда для покупки подыскивали агенты Порты Оттоманской, С.Р. Воронцов принял самостоятельное решение приобрести катера, не дожидаясь ответа от С.К. Грейга с согласованием покупки: «Понудительное сие уважение заставило меня, вопреки вашего приказания о уведомлении вас предварительно о цене оных, немедленно… купить оные» .
По распоряжению С.К. Грейга купленные катера должны были обшить медью, для чего их поставили в отдаленные доки на реке Темза. 7.04.1788 г. С.Р. Воронцов писал, что один из катеров уже обшит медью, а другой также вскоре будет обшит. 2.05.1788 г. С.Р. Воронцов благодарит С.К. Грейга за то, что он одобрил предложение Ватсона о вооружении одного из катеров бригом . Катера «Дельфин» и «Меркурий» в конце мая 1788 г. вышли в путь из Англии в Копенгаген, где находилась русская эскадра, под российским флагом и временным командованием из числа выписанных для средиземноморской эскадры 20-ти английских лоцманов. Господину Ватсону «было велено нанять матросов голландцев, американцев, датчан и прочих народов», поскольку из-за недовольства в Англии военным нейтралитетом Российской Империи, сложно было завербовать местных моряков. По этой же причине катера вышли в море без какой-либо артиллерии, чтобы не вызывать недовольства британских властей. Примечательно, что осторожный С.Р. Воронцов застраховал сами катера на время пребывания в реке Темза и на период путешествия до России.
Командующему эскадрой вице-адмиралу В.П. Фондезину высочайшим указом от 27.06.1788 г. было велено «два имеющиеся английские катера, вооруженные карронадами, употребить для крейсерства при входе в Балтийское море против Дернеуса, для захвата шведских купеческих судов, для чего необходимо, чтобы на оных были определены офицеры надежные и искусные» . Командиром прибывшего 23.06.1788 г. в Копенгаген и вошедшего 28.06.1788 г. в состав эскадры В.П. Фондезина катера «Меркурий» был назначен капитан-лейтенант Р.В. Кроун с корабля «Святой Иоанн Креститель (Чесма)», земляк С.К. Грейга и член шотландского клана МакГрегор (MacGregor), к которому принадлежал и сам адмирал.
Поскольку закупленные карронады еще не прибыли к флоту, вице-адмирал В.П. Фондезин приказал вооружить «Меркурий» 18-ю 12-фн. пушками, которые были установлены к 16 июля. Фактически катер был перевооружен 22-мя 24-фн. карронадами только зимой 1788-89 года .
В РГАВМФ имеются три чертежа катера «Меркурий» . На документе с надписью «Копия с чертежа присланного из Англии от капитана Ватсона», у катера изображены 13 пушечных портов, весельных портов – нет, не показаны штульцы. «Чертеж катера присланного из Англии от капитана Ватсона» рабочий, не законченный – карандашом выполнены проекции корпус и полуширота, есть вспомогательные линии и полустертые надписи. «Чертеж снятой с катера Меркурий», подписан мастером М.Д. Портновым. На двух последних чертежах показаны 12 пушечных портов, восемь и 11 весельных портов соответственно. Размеры пушечных портов соответствуют инструкции от 1785 г. изобретателя карронад К. Гаскоина для 24-фн. карронад. Кормовая часть на чертежах из Англии более узкая, чем на чертеже, снятом с катера в России. На проекции корпус рабочего чертежа изображен выполненный курсивом вариант кормовых шпангоутов с более полными обводами. Это позволяет предположить, что после покупки на катере не только установили парусное вооружение брига, переделали порты под 24-фн. карронады и обшили корпус медными листами, но также внесли изменения в очертания надводной части кормы.
Отметим, что С.К. Грейг вместе с письмом С.Р. Воронцову переслал письмо и г-ну Ватсону «с инструкцией относительно катера, который он согласен переделать на подобию брига о двух мачтах». Это дает основание утверждать, что С.К. Грейг лично разработал проект модернизации катера «Меркурий». Отсюда, очевидно, происходит точка зрения некоторых историков о постройке в Англии катера по заказу адмирала .
В РГАВМФ в фонде Грейгов находится цветной рисунок брига, идущего под парусами, с подписью: «Mercurius Cutter» . По правому борту из портов с поднятыми крышками выдвинуто 12 орудий. На мачтах три яруса парусов: брамсели свернуты, прямой грот отсутствует, хотя под грота-реем изображены перты. Брасы реев грот-мачты тянутся вперед. Гафельный грот имеет гафель длиной не намного короче гика. На ноке гика изображен флагшток с Андреевским флагом. На утлегаре поднят кливер, между мачтами – грот-стаксель. Под бушпритом находятся мартин-гик и блинда-рей.
Анализ справочников английского флота последней четверти XVIII в. выявил, что суда, подобные катеру «Меркурий» с 12-13 портами на борт, представлены захваченными голландскими и датскими призами. Так, взятый в 1781 г. 24-пуш. катер-бриг «Orestes» имел длину Lпал. = 94 фута (28,7 м), острокильные обводы, наклонный старнпост как у «Меркурия», 13 пушечных и шесть весельных портов . Бриг имел артиллерию из 18-ти 9-фн. пушек, в 1794 г. перевооружен 18-фн. карронадами. В состав английского флота бриги с длиной Lпал. = 95–100 фут (29,0–30,5 м) и артиллерией из 16-ти 32-фн. карронад и двух 6-фн. пушек начали поступать только в 1795 году .
Катер «Меркурий» проявил себя в первые же дни под командованием Р.В. Кроуна. Спустя десять дней, 30.07.1788 года В.П. Фондезин в рапорте писал: «о катерах всеподданейше доношу, что оные посланы в Категат для крейсерования за Кол маяком и переловления судов, коих они по сие время взяли в приз 16, чем почти остановилась и присеклась шведская коммерция» . В целом во время русско-шведской войны в 1788-1789 гг. Р.В. Кроун на катере «Меркурий» захватил 29 шведских судов, 12-пуш. катер «Снапоп» и принудил к сдаче 44-пуш. фрегат «Венус». По отзывам современников, катер-бриг «Меркурий» был лучшим ходоком Балтийского флота, однако чуть уступал плененному им шведскому фрегату «Венус» .
По типу катера «Меркурий» А.С. Катасанов спроектировал два 22-пуш. катера-брига «Гонец» и «Вестник» длиной 96-футов (29,3 м), построенные в 1800 г. в Санкт-Петербурге. В 1805 г. в Архангельске был построен 20-пуш. катер «Соломбал», имевший длину 99 футов (30,18 м) и несколько другую форму кормы с прямым, а не наклонным старнпостом. На чертеже указана артиллерия из 8-фн. пушек. В сообщении товарища министра морских сил П.В. Чичагова от 16.09.1803 г. указано: «у города Архангельска … на 20-ти пуш. катере: 1) корму сделать во всем подобную катеру «Меркурий»; 2) порты расширить, буде мастер найдет за нужное, для постановления карронад, и тогда, по одному порту убавить и сделать вместо 20-ти 18 ти пушечным; 3) ахтер-штевень поставить перпендикулярно к килю» . На чертежах катеров А.С. Катасанова изображены 11 бортовых портов, у «Гонца» и «Вестника» – 8 весельных портов .
В 1796 г. в Англии был куплен 18-пуш. бриг «Диспач» длиной Lпал. = 96 футов (29,3 м). Интендантская экспедиция Адмиралтейств-коллегии сравнив чертежи «Меркурия» и «Диспача», отметила, что последний имеет более полные обводы, выше надводный борт, поэтому будет иметь меньшие скорость и остойчивость . Обводы и конструкция катера-брига «Меркурий» и брига «Диспач», прослеживаются в чертежах 20-пуш. бригов, строившихся в I трети XIX в. на отечественных верфях. Лишь незначительно варьировались размерения и обводы (Таблица).
Исходя из анализа источников о покупке в Англии катера «Меркурий», а также его высокой боевой результативности в войне 1788-1789 гг. следует, что адмирал С.К. Грейг верно оценил тенденции развития крейсеров и предложил идею вооружить крупнокалиберными 24-фн. карронадами быстроходное крейсерское судно. Проблему изящно решил граф С.Р. Воронцов, приобретя в Англии подходящий катер из-под носа у противника и вооружив его бригом по рекомендации шкипера Ватсона. Капитан-лейтенант Р.В. Кроун превратил «Меркурий» в грозное оружие. Благодаря стечению обстоятельств, 22-пуш. катер-бриг «Меркурий» стал прототипом нового класса военных парусных судов – 18-20 пушечных бригов.
Последний раз редактировалось AMG-1963 24 дек 2015, Чт 09:49, всего редактировалось 1 раз.

Re: Статья о Кроуне и его Меркурии

24 дек 2015, Чт 09:46

-
Вложения
таблица Меркурий катер.jpg
таблица Меркурий катер.jpg (242.32 КБ) Просмотров: 3615
Последний раз редактировалось AMG-1963 24 дек 2015, Чт 09:51, всего редактировалось 2 раз(а).